Как русский менталитет может повлиять на будущее в эмиграции? | Русские VS Французы
Главная » русские » Как русский менталитет может повлиять на будущее в эмиграции?

Как русский менталитет может повлиять на будущее в эмиграции?

Опубликовано автор комментария 3

На днях я, благодаря провидению и благоприятному стечению обстоятельств, набрела в интернете на замечательную статью о «духовных скрепах» русского народа. Скрепы — не скрепы, но определённые тонкоуловимые особенности русского менталитета автор очень точно подметил. А так как я сама давно собирала информацию по данной теме и даже делала заметки на манжетах, то решила не множить сущности, а просто привести здесь замечательно прочувствованный и прекрасно изложенный текст блогера под ником «kot_begemott».

К чему эта тема на моём блоге? Всё просто. Предлагаю моим читателям, прежде чем принять решение об эмиграции на запад сначала получше вглядеться в самих себя, разобраться в нашем коллективном русском бессознательном и тех поведенческих паттернах, которые из него исходят. Ну а затем сделать для себя вывод, способны ли вы к адаптации во Франции и стоит ли вообще переезжать в другую страну.

За работу товарищи!

Принципиальные отличия русских от других народов

Духовные скрепы — это не только то, что объединяет русских между собой, не только некие надсистемные свойства, обеспечивающие специфику нашего развития. Это также то, что отличает нас от других.

1. Примат совести над личной выгодой. Не надо иронизировать. Да, мы, русские, точно так же по-человечески слабы, как и другие народы. Мало кто из нас способен к настоящей самоотверженности. Не всем и не всегда удаётся жить по совести. И мы все отлично знаем об этом. Все до единого, от простого крестьянина до высоколобого интеллигента и лидера нации. Так вот: духовные скрепы — когда мы знаем об этом примате, признаём, что следует жить по совести, уважаем тех, кому это удаётся, умеем корить самих себя за слабости и отступления от принципов.

1331137412_venochek

2. Примат человека над законом. Человек (человечность вообще, гуманность) выше и важнее, чем закон. Это коренная особенность нашего менталитета, обязанная своим появлением восточному христианству. Только Православие правильно усвоило высказывания Христа на сей счёт. Западу этого не удалось. Там постепенно закон взял верх над человеком.
Не имеет смысла приводить бездну последствий из этого принципа. Скажу лишь, что есть как плохие, так и хорошие. К последним относится наша невероятная внутренняя свобода, к первым — то самое взяточничество. Мало кто понимает, что взятка в нашей культуре — выражение человеческого отношения и, одновременно, гнушение законом. Давая взятку, мы как бы показываем закону язык, реализуем внутреннюю свободу. Мы даём взятку, чтобы избежать формальностей или потери времени. Просто деньги мы ценим меньше, и платим за свободу. Напомню, что во Франции люди разучились «договариваться» промеж собой на бытовом уровне, зато коррупция в высших сферах никуда не исчезла.

1331150236_veteran

3. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами. По моему скромному мнению, русские — один из самых мудрых народов на земле. У кого из современных народов было столько выдающихся философов? У кого более философичная литература? И мы куда выше ценим мудрость, нежели другие. Русский отличается от украинца тем, что любит основательность, фундаментальность, но не «плавающее» мнение. Для него последнее есть ложь. Это весьма отличает его от представителей малых наций, прежде всего украинцев, которые всегда «подстраивают» события каждый раз, что создает ощущение беспринципности и приспособленчества.
Для нас мудрость важнее, чем соблюдение закона. Например, оценивая действия Путина по присоединению Крыма, мы оцениваем не то, насколько были соблюдены международные договорённости (насколько я знаю, они были нарушены), но достаточно ли дальновидно и мудро он поступил. Это важнейший критерий, отличающий нас не только от украинцев, но и от западных народов. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться. Более комфортно, более удобно, более рационально, более продуманно. Да, там куда больше уважают закон. Да, там более развита благотворительность. Но к мудрости это никакого отношения не имеет.

170714-ryjenko-2

4. Примат простоты над сложностью. Характерная особенность русских — стремление к ясности и простоте. Всё заумное и сложное воспринимается нами с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное — значит, не истинное. Типичный пример — русская философия. Для нас мудрое и простое суть синонимы. Вообще, русские любят простоту. Но не ту, которая «хуже воровства». Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений — в оригинальности, неожиданности и простоте решения. Примеров можно привести множество.

5ab02f955ca58de606b3467d31420d33

 

5. Примат истины над силой. Русские сильный духом народ, они уважают силу. Но при этом истину считают выше, и готовы перед нею смириться. Это чисто русская поговорка: «сила есть — ума не надо».

1416320933_a8d834a7b2102f902df2c1d50ce37849

 

6. Примат общего над личным, общинность. Русские понимают и признают, что интересы общего важнее чем их личные.

86378405_serhy

 

7. Примат личного (личностного) над официальным в отношении к начальству. Или иначе: вера в начальство. Выражается в том, что у русских, во-первых, дело всегда неразрывно связано с тем, кто его возглавляет. По этому поводу грибоедовский Чацкий много ругался. Во-вторых, есть выраженная потребность в уважении к начальству — и, прежде всего, к государственному лидеру. Мы рассматриваем его не просто как функционера, для нас Президент есть отец нации. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы. Это очень женская в нас черта. Не всегда себе признаёмся, но это так.
Да-да, это тот самый патернализм, который терпеть не может господин Медведев. Если русский знает о недостоинстве его начальника, не видит, за что его следует уважать, у него опускаются руки. Он начинает лениться, пить, воровать… Для нас исключительно важен вдохновляющий пример вождя. Даже само слово «начальник» говорит о его первичности («начало»). Кроме того, наше соблюдение законов связано с примером, подаваемым начальством.

8. Примат внутренней свободы над внешней. Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при всём при том, русские — самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году английский писатель Соммерсет Моэм писал: «Преимущество русских перед нами состоит в том, что они в гораздо меньшей степени чем мы рабы условностей. Русскому никогда не придёт в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что несмотря на политический гнёт лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями…»

d716581a7487

9. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе: наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой.

131210220609

10. Примат идеалов над реальностью. Только русские рассматривают реальность как нечто вторичное от своих идеалов. Для нас реальность, это нечто вообще мало достойное внимания. А вот идеалы — это да! Отсюда вытекает как наше восхищение прошлым (социализмом или Российской Империей, у кого как), так и вера в будущее России. Наверное, это надо было отдельным пунктом вынести, но пусть побудет тут, как следствие. Все русские верят в будущее России. Все до единого. Ещё Тургенев подметил: стоит собраться нескольким русским, как они непременно заговорят о будущем России.
Вообще, мы кошмарные идеалисты. Мы потому и не можем успешно устроится на земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной, недостойной внимания.
Из этого свойства вытекает множество следствий. Например, именно в силу его у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно делать хороший телевизор или автомобиль. Это как-то не вдохновляет. То ли дело самолёт, космический корабль или подводная лодка! Тут мы точно окажемся первыми.

Мы и в Запад верим больше чем в себя потому, что его идеализируем. Он нам кажется более близким к идеалу. Ну, и много чего еще.
Не нужно относить данную особенность к достоинствам или недостаткам. Это свойство. Вот как серый цвет глаз. Его следует изучать и правильно использовать. А не уничтожать в угоду «более эффективного развития», чтобы «всё было как на Западе».

1331204322_blagoslovenie-sergiya

11. Примат долга над удовольствием. Удовольствие и долг — главные, ключевые категории человеческого бытия. Это и есть основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, русские не менее любят отдаваться удовольствиям, чем все остальные. Но они считают, что долг всё равно важнее. Хотя бы в глубине души. Есть такое выражение — служилая этика. «Делу — время, потехе — час» очень русская поговорка.
В отличие от других народов, русские признают превосходство долга над удовольствием. Но жить по этому принципу очень трудно. Русский человек разрывается между этими двумя категориями, колеблется, падает и встаёт — но именно поэтому его воззрение на мир является не одномерным, но объёмным, стереоскопическим. Ведь оно охватывает сразу две категории бытия. Кстати, это также обуславливает как нашу внутреннюю свободу, так и специфическую русскую мудрость.
Особенность русской цивилизации, что она всё время колеблется между ценностями духовными и материальными (успех, прогресс, гедонизм, примат удовольствия над долгом, олицетворяемыми Западом). Мы в этом отличаемся от всех, которые выбор уже сделали. Я утверждаю, что такое колебание нормально, это и есть наш путь.
Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому. Основатели Советского государства задались целью поставить долг значительно выше удовольствия, вообще подавить это последнее — и потому проиграли.

12. Примат переимчивости над самостью. Не знаю, как это получше назвать. Способность усваивать чужое и делать его органическим, своим. Вытекает из русского смирения прежде всего. Мы не считаем себя выше других, и потому позволяем себе учиться. Если прижмёт)) Однако дам слово другому автору.
«Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает ее использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир — мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то свое. Как слово «генеральша», в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. «Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжем и воооот сюда перенесем. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся» — вот русский тип мышления…»

img_913

13. Примат справедливости надо всем вообще. В действительности, справедливость есть наша религия. Именно ей поклоняются русские люди. Наше отношение к справедливости религиозно. И Православие мы приняли потому, что это более справедливая религия, чем другие.
Бытует мнение, что милосердие для русских выше. Это не вполне верно. Для нас милосердие является проявлением справедливости. Оно вторично. Это одна из важных особенностей русского мировосприятия. Или можно иначе сказать: для нас справедливость включает в себя милосердие, их нельзя противопоставлять. Справедливо быть милосердным.
Вообще, понимание справедливости у всех своё. Европейцы считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов ведёт к тому, что в любой спорной ситуации они считают правыми только своих. Справедливость у евреев… также обладает своей национальной спецификой. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность.
Причём вера в справедливость у нас двояка: либо уверенность, что справедливость всё равно восторжествует, либо — что её всё равно не добьёшься. Так или иначе, в обоих случаях она есть.

1359926636_rekviem-1

14. «Пофигизм» на грани фатализма, или, как кто-то ёрнически выразился, «народ, которому всё по-фигу, победить нельзя». Следует из нашей веры в Судьбу и справедливость.

850008527

15. Русский не знает границ, он все делает «до упора». И в труде, и в пьянке, и в любви. Полностью вытекает из предыдущего, но идёт отдельным пунктом. Очень важная особенность русских. Ничего, если стихотворение любимого поэта приведу?

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А.К. Толстой

16. Для русских, верность — одна из самых важных добродетелей. В частности, верность лидеру. Некоторые до сих пор мучаются проблемой верности наших предков последнему Царю. Мы до сих пор, как идиоты, рассуждаем о верности бывшим нашим союзникам, всяким там болгарам да сербам (между прочим, обязанным нам не только своей свободой, но и жизнью). Хотя они о всякой верности давно позабыли, продав её — даже не за помощь, нет! — за формальную благосклонность Запада.
Даже во внешней политике Россия всегда ориентировалась именно на верность, союзнический долг, а не прагматизм (сейчас ситуация начала меняться). Интересно, что именно верность выделяет Пушкин (ещё одна наша духовная скрепа) в стихотворении «Клеветникам России»:

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

17. Готовность к бескорыстному самопожертвованию. Это свойство, особенно русских женщин, глубоко раскрыл Ф.М. Достоевский. Вытекает как из нашего идеализма (русский жертвует собою во имя идеалов), так и из других пунктов. Проявляется куда чаще, чем обыкновенно думают, но в основном — в экстремальных ситуациях.

fb43cd60c609

18. Всегдашняя готовность помочь. Причём любому, кто попросит помощи, или окажется в беде.

19. Неумение (а чаще нежелание) преподнести себя в выгодном свете. А можно иначе сформулировать: примат внутреннего содержания над внешней формой. Следует сразу из всех предыдущих пунктов. Русские просты, естественны и искренни. Это, кстати, все иностранцы замечали. В силу этой особенности русские не улыбаются всем подряд, как американцы или европейцы, но лишь тем, кому хочется (подробнее о русской улыбке здесь).

Нам не нужно показывать, что у нас всё хорошо. Мы терпеть не можем хвалиться, заниматься самопиаром. Нам кажется это недостойным и даже отвратительным. Разве дело не говорит само за себя? Почему нужно ещё как-то его прославлять, подчёркивать превосходство своего успеха над другими? Самолюбование чуждо русским скрепам. Русские однозначно осуждают гордыню, и допускают только коллективную гордость за что-либо.
Тут мы очень далеко отстоим от Запада, весьма преуспевшего в самопревознесении. Европа столетиями доказывает (и навязывает) всему миру мнение, что она лучшая, и все страны просто обязаны двигаться по её пути. Хотя это достаточно спорное мнение — особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Мы бы, русские, на её месте постеснялись. Ну так у Европы же нашего смирения нет…
Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах. Тому же Западу.

1331215156_afon

20. Рассмотрение человека не только как совокупности экономических и общественных отношений. В русском восприятии, человек — это нечто более высокое. Выражаясь христианским языком, это образ и подобие Божие.
Повторяю: не все из нас только и живут такими высокими принципами. Всегда бывает мало героев. Но мы знаем о них, ориентируемся на них, они разлиты в воздухе. Они часть нашей культуры, реализуются властями во внутренней и внешней политике, впитываются каждым с молоком матери…

21. Специфически-русское отношение к инородцам. Напрямую следует из предыдущего. Да, на уровне сознания мы смотрим свысока на тех же таджиков — дикари, что с них взять? Но на глубине души относимся к ним как к своим. Русскому будет стыдно не заплатить тому же гастарбайтеру за его труд. Точно так же стыдно, как не заплатить русскому.

Главный русский критерий отношения к инородцам прост: уважаешь нашу культуру, наши традиции, наш язык, нашу власть, обычаи и законы, готов их придерживаться — значит, ты свой.
Один комментатор посетовал на то, что главным героем великолепного фильма «Неадекватные люди» оказался не чистокровный русский. На это тут же ответили: а какая разница, если он говорит без малейшего акцента и ведёт себя как русский человек?
Коротко, мы считаем, что тот же таджик — точно такой же образ Божий, как и мы сами. И признаём его равенство. Такого в мире нигде нет. Это типично русское отношение. Западные люди, при всём их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно — и в глубине души, и на поверхности.

22. Особый, синтетический менталитет, органически объединяющий как западную рациональность, так и восточную духовность. Нахождение в метафизическом центре между Западом и Востоком ведёт к особому стереоскопическому, объёмному зрению русских на все проблемы. У нас особенный, и чаще всего — наиболее трезвый, разумный и глубокий взгляд. Наилучший пример — русская философия.

23. Самоирония. Нет, самобичевание. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привёл к тому, что у русских выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это… А уж сравнить, как оно в «цивилизованных странах» (читай — правильных) — вообще святое дело. Однако в критических ситуациях всё это куда-то испаряется, мы умеем забыть о наших недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.

1331200049_meteory

24. Примат мудрости над самостью в характере русских женщин. Наши женщины — самые красивые в мире. Это общепризнанно. Конкурировать с ними (по моему скромному мнению) могут разве что креолки и украинки, но у тех ужасный характер. Характер нации более всего проявляется в характере женщины. И наоборот. Характер русской женщины, её жизненная мудрость является одной из важнейших наших национальных скреп. Читаем статью  за что французы любят русских женщин.

Эти специфические черты русского человека при умелом использовании могут поднять русскую нацию и русскую цивилизацию на значительную высоту, родить совершенно своеобразный, мощный тип цивилизации. Русский может добиться успеха в том случае, если следует своей истинной природе, данной ему Богом. И всегда будет проигрывать, если пытается не творчески усваивать и примерять к себе, но слепо копировать чужие нравы и ценности.

В оформлении текста использована живопись заслуженного отечественного художника Павла Рыженко (1970-2014).

Оригинал статьи здесь

 

Друзья,  мне еще столько всего хочется вам рассказать о Франции, французах и не только! Если вам понравился сайт  и вы желаете первыми узнавать  о новых публикациях на блоге, пожалуйста пройдите  по ссылке и подпишитесь на обновления блога!

   
 
Соберем все вместе много-много лайков !
 
 
 
Рубрика: русские
blog-18
   

Комментариев 3 “Как русский менталитет может повлиять на будущее в эмиграции?

  1. Живопись прекрасная.
    Что же касается статьи, то некоторые приматы небесспорны. Но если ввязываться в дискуссии, то это будет целая тема для диссертации на предмет «Загадочная русская душа». Автор КотБегемот, мне кажется, не вдруг опубликовал свое эссе. Наверняка профессионал в этой области.

  2. Спасибо! Все хорошо описано и по пунктам.

    • Пожалуйста))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *