Деградация средних городов Франции | Русские VS Французы
Главная » Франция » Деградация средних городов Франции

Деградация средних городов Франции

Опубликовано автор комментариев 6

Не всё благополучно в королевстве датском… А если посмотреть придирчивым взглядом на  небольшие города Французской Республики, так там вообще всё не ахти! Тенденции последних лет — поток клиентов и коммерсанты покидают центры средних и малых городов Франции.

Как получилось, что традиционные булочные и мясные лавки французских городов вытеснили бесполезные лавочки мигрантов?  Попробуем разобраться вместе с  французским урбанистом Оливье Размоном (Olivier Razemon).

Что сейчас происходит с французскими городами?

Основная «жизнь» кипит в крупных городах-миллионниках, региональных столицах и туристических центрах. В средних и малых городах всё очень плохо. И первым показателем их болезни служит спад деловой активности и закрытие магазинов, кафе, прочих традиционных заведений. Этот феномен пустых витрин и заколоченных ставней бросается в глаза повсюду – в центре Безье, Периго, Ним, Тулон, Суассона…

Количество пустующих жилых помещений – также нехороший симптом для города. В средних и малых городах Франции количество пустого жилья составляет более 10% от фонда! И при этом политики талдычат нам о том, что страна нуждается в строительстве 500 000 новых квартир в год!

Почему апартаменты в центре пустуют? Их жителей оттягивает на себя периферия или индивидуальные загородные дома.

1-Digne-LB-009

Динь-ле-Бен

26-St-Brieuc-359

Saint-Brieuc

Третий печальный симптом депрессивных городов – их скатывание в бедность. Бюджеты усыхают, а классические французские коммерции —  мясные, продуктовые магазины, булочные, парикмахерские и кафе закрываются. В лучшем случае, на их месте открываются маргинальные заведения типа салонов татуировки, плетения африканских косичек, продажи электронных сигарет или пункты скупки золотых изделий.

Можно также констатировать, к моему глубокому прискорбию, что «необходимая коммерция» вытесняется бесполезной и бестолковой в центрах средних и малых городов.

Но ведь это давняя тенденция, почему для этого ничего не предприняли ранее?

Не предприняли до сих пор, да и просто не говорят об этом.

Ни один из кандидатов в будущие президенты не озвучил эту насущную проблему средних городов, в которых, к слову, проживает четверть(!) французов. Парижан, лионцев или жителей других метрополий этот вопрос нисколько не волнует. А местные депутаты и чиновники, прекрасно видя проблему, продолжают делать то, что только её усугубляет – строить город вне города. Это касается строительства новых гипермаркетов, торговых центров, жилых кварталов, вокзалов, кольцевых дорог…

По моим прогнозам, в ближайшее время 90% всех строительных и коммерческих проектов будет вынесено за стены малых и средних городов. Проблемы же оных переносятся на плечи простых коммерсантов или попросту списываются местными чиновниками на кризис. И никто не говорит о том, что это общефранцузская тенденция!

5-Lille-3884

Лиль

8-Nîmes-4440

Ним

И кто виноват?

В этом виновны торговля через интернет, близлежащие крупные города, кризис, желание местных владельцев недвижимости выжать максимум с арендаторов… Но и влиянием этих факторов всё объяснить нельзя – несмотря на торговлю в интернете, хлеб мы покупаем в булочной, а они всё также закрываются насовсем…

Денежные вливания из французского бюджета обходят средние города, в них намного меньше интеллигенции и белых воротничков.

И что можно предпринять?

Чиновникам нужно, в первую очередь, понять данную проблему. Они же гонятся за эфемерными показателями, типа количества новых рабочих мест. Да, новые места можно создать, построив торговый центр в гуще агломерации, но при этом центры городов продолжают пустеть. Хватит строить там, куда можно добраться лишь на авто, купить хлеб, молоко или ветчины к обеду в лавке за углом – это тоже показатель качества жизни!

К тому же, местные выборные власти привыкли решать проблемы лишь на время своего пребывания у кормила, да и как тут не потрафить крупному бизнесу и торговым сетям? Каждый мэр желает иметь свой супермаркет!

Но многое зависит и от нас. Если большинство французов предпочтёт магазины и лавки шаговой доступности, вместо поездок в крупные торговые центры, то все от этого только выиграют.

Хорошие идеи приходят из разных источников. Коммунисты, к примеру, предложили ввести плату за стоянки у крупных загородных гиперов и коммерческих центров – мера, конечно, в их стиле, но всё же прекрасно поможет решить проблему средних городов. В парижском регионе, кстати, это начинание уже реализуется. Вырученные таким способом средства идут на поддержку общественного транспорта столичной агломерации.

Плюс к этому, неплохо было бы законодательно разрешить предпринимателям в центрах городов открываться по воскресеньям, в то время как загородной торговле запретить работать в этот выходной день. И трафик покупателей переориентируется в центр с периферии.

И что урбанисты и те, кто «делают» города могли бы предпринять в данной ситуации?

В целом, это ювелирная работа на месте. Нужно выбрать и развивать ключевые точки городов. В качестве общей меры можно рекомендовать увеличить зоны без автомобилей (пешеходные), расширять тротуары и лимитировать автомобильный трафик в центрах городов.

Тулон

Тулон

Сен-Назер

Сен-Назер

А как данная ситуация с малыми и средними городами выглядит заграницей?

В соседних, более урбанизированных Италии и Германии такой проблемы нет. Там более скрупулёзно относятся к своему наследию и центры не пустуют.

К примеру, по результатам исследования 2012 года, прибыль, генерируемая французскими предпринимателями за городом составляла 62%, в центрах  городов  — 25%, в городских кварталах – 13%. В то время, как в Германии соотношение намного более сбалансировано – 33%/33%/33% соответственно!

От автора.

Со своей стороны я могу подтвердить слова уважаемого Оливье Размона о том, что постепенно классические коммерции и магазинчики шаговой доступности уходят из центров городов. Очень бойкие в прошлом улочки теряют свой шарм и трафик. Места для булочных, бутиков и сувенирных лавок либо пустуют, либо превращаются в магрибанские «скупки золота», турецкие шаурменные, салоны африканских причесок, индийские и тайские фастфуды.

Даже на благословенном Лазурном берегу, данная нехорошая тенденция представлена в полной мере и небольшие уютные Канны, Антибы, Фрежюс или Сан-Рафаэль постепенно теряют свой шарм.

Подписаться на блог по эл. почте

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях в этом блоге.

 

Поделитесь информацией с друзьями в соц. сетях:

 
Рубрика: Франция
blog-18

Комментариев 6 “Деградация средних городов Франции

  1. Эволюция, епт… Я тоже имея квартиру в центре, сдал её и предпочел жилмасив. Просторно и в квартире и на территории, цены ниже на услуги и в магазинах, на машине легче передвигаться и парковать. Гараж поставил во дворе, детям раздолье
    , река-лес-пляж рядом, очень много «+» Во Франции таже история: прощай узкие вонючие улочки и мини квартирки))))))

  2. По-моему это естественный процесс. Свободный рынок. нет прибыли, люди сами голосуют своим поведением, если человеку выгоднее и удобнее купить в гранд сюрфас, он это и делает, а хозяева закрываются, от маленькой лавочки никак не может быть столько же прибыли, сколько от гранд сюрфас. Невозможно зайца за уши тянуть. Точнее говоря возможно, искусственными методами, типа платных парковок и проч, которые указаны в статье. Но это проблему не решит, а просто оттянет на более долгий срок. Это все равно, что платить субсидии испанским фермерам, чтобы они меньше производили, потому что импортное дешевле… искусственные методы и затраты на них не всегда оправданы. Конечно, пустующие витрины в центре создают угнетающее впечатление, но, возможно, есть лучшие решения, кроме траты денег на что-то противоестественное. Тем более, попробуйте заставить француза открываться в воскресенье! Это невозможно! Мы каждый раз бегаем по городам франции в поисках открытого ресторана после 14 часов. И таких единицы. Однажды, мы бегали по одной из самых известных эльзасских туристических деревень в поисках кафе, чтобы перекусить. Так вот, когда мы заходили в рестораны мой муж(француз) спрашивал, почему вы не открываетесь, это же туристическое место, хозяин стал рассказывать, что это запрещено законом. Но после часа поисков, один таки ресторан мы наши, и когда спросили, а как вы открыты, если это запрещено законом (со слов предыдущего), на что нам ответили, да о чем вы говорите, ничего не запрещено, просто они не хотят платить повару и официантам за дом часы, это желание каждого. И такого желания у французов нет и не появится ни за какие коврижки, даже за солидные субсидии или льготы. Традиции французов неприкосновенны))

    • Благодарю за развернутый комментарий, Лика!

      Да, витрины в центре выглядят угнетающе, когда закрыты годами. Думаю, здесь нужен комплексный подход. Заставить владельцев сдавать их за меньшие деньги, если площади, к примеру, пустуют более полугода. Строить доступные перехватывающие паркинги в центре и удобные подъездные пути. Примеры лично я знаю — это средний 70=тысячный Анси. Там всё исключительно грамотно продумано, город просто сказка и очень привлекателен для туризма и просто жизни. Что у ж говорить — моря нет, а цены на недвигу как в Каннах!

      При всем при этом в Анси не протолкнуться в центре в выходные дни — люди стекаются в город, при том, что в огромном торговом мини-городке в 10 километрах тоже есть всё необходимое и даже дешевле. В центре Анси нет пустующих площадей, всё уходит к арендаторам на «ура».

      По поводу воскресений. Всё было бы открыто и никаких проблем- если бы закон не заставлял работодателей платить по двойному тарифу за труд в выходные, бизнесмены деньги считать умеют и дурных нет. Хорошо, что сейчас это меняется и в туристических зонах в сезон наниматель в некоторых сферах не обязан платить за воскресенье по двойному тарифу. Это скорее не чисто французская традиция, а профсоюзно-чиновничья.

      • Ну хорошо. Прекрасный Анси прекрасен потому (или только потому) что его мэр предпринял что-то чего не предпринял мэр Сан-Назара (который у вас на фото)? Или все-таки это стечение обстоятельств, и город привлекателен людям в силу миллиона причин, которые и анализировать может быть не стоит, просто он красивее, там больше истории или чего-то еще (не важно), поэтому туда едут. Откройте хоть все, что закрыто в Сан-Назаре, туда больше народу не приедет. А ведь совсем неподалеку есть прекрасный Ля Боль, где дома по миллиону, и где в центре яблоку негде упасть. Это тоже заслуга мэра? Возможно в том числе. Но невозможно людям указать, куда ехать, а куда нет, это их выбор. Здесь может быть перепутана причина со следствием. Людей нет не потому что пусто. А пусто, потому что людей нет. Люди предпочли Анси и Ля Боль, и это их право. Конечно, с пустующими магазинами нужно что-то делать. Но предлагать их хозяевам сдавать жилье дешевле — вы бы на это пошли? Или тратить на это бюджетные деньги? Хозяева продают эту недвижимость (на ваших фото на них висят объявления «продается»), нет людей — нет и бизнеса. Жаль, но это норма вещей, как по мне. Как естественный отбор в природе, рыночный на рынке.

        А про воскресенье — дело не в воскресенье. Рестораны же в воскресенье работают, просто они закрываются с 14 до 19 (в любой день, включая воскресенье). То есть они и так платят вдвойне за выход в выходной день, и это нормально. Даже в России за это платят вдвойне. Дело в том, что французы не будут открывать в часы их привычного перерыва, в том числе потому что они считают деньги, а каждый сотрудник обходится как минимум в смик ( то есть в 1850 евро, включая все отчисления), а поскольку люди и так привыкли есть в положенное время, они считают это ни экономически, ни практически бесполезным. но это долгая -долгая тема)))

        • Мы говорили о работе по воскресеньям вообще, а не в конкретные часы в частности. В целом, если убрать надбавки за работу в воскресенье, то владельцам будет выгодно открываться, особенно в местах с хорошим трафиком. Да, хорошие ресто закрыты с 14 до 19 — каждый день, а не только в воскресенье. Насчет доплаты за работу в воскресенье в России ничего не знаю, зато знаю, что выходной дают среди недели место вс, если твой рабочий день на него попал.

          Что касается основной темы, то нужно читать внимательнее сам текст — каждый конкретный средний и малый город требует особенного, уникального подхода, разработки отдельного плана и вообще «ювелирной работы» по оживлению его центра.

          Что касается экологического и чисто финансового вопроса, то всё-таки, дешевле и выгоднее задействовать или реанимировать существующую инфраструктуру, чем выводить земли из оборота и строить все коммуникации в чистом поле. Или я и здесь ошибаюсь?

  3. Галина здравствуйте,
    Вопрос немного не в тему интересной дискуссии, но косвенно по теме городов и городков во Франции.

    Скажите, пожалуйста, могли бы, как гранд спесиалист по ЛБ порекомендовать что-то посмотреть из небольших городков с населением до 10.000 человек (как то в них все-таки уютней и арабского населения в %м соотношении меньше) в департаментах где потеплее 06, 83; ну на худой конец, там где просто красиво)) 04-05?.. для спокойной, размеренной провинциальной жизни на годик-два на перспективу познакомиться.

    В конце февраля планируем семьей ознакомительную поездку на авто, посмотреть одним глазком на Альпы и Лазурный берег, маршрут где-то такой: Milan-Briancon-Gap-Castellane-Grass-Frejus-Cannes-Nice-Milan.

    Но в большей мере наши города все туристические, а хотелось бы посмотреть не то что на поверхности… можно конечно просто «заблудится» километров на 50)), но лучше блуконуть «по рекомендации» и заглянуть поглубже туда где так же красиво и уютно, но спокойней и намного меньше суеты… если энной вообще имеет место быть сейчас.

    P.S.На ЛБ никогда не был, но несколько французов знакомых, вообще регион ЛБ для семейной жизни с детьми не рекомендуют)), говорят нужно либо в горы убегать в 05й (04й как-то не жалуют), или вообще отправляют к Баскам, или Пиренеи. Вот не верю я им, «Паниковский не обязан ведь всему верить»), хочу на свои глаза посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *